О создании школьной службы примирения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Оверинская основная общеобразовательная школа»
ПРИКАЗ
12 октября 2023 г.

№ 56/4 -од
д. Оверино

«О создании школьной службы примирения»
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.2.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 апреля
2020 года № ДГ-375/07 «О направлении методических рекомендаций», с учетом возможностей и
потребностей личности обучающихся в социальной защите, в целях развития и совершенствования
психологической помощи участникам образовательного процесса
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать Школьную службу примирения (далее – ШСП) в составе:
1. Белова Н.А. – педагог-психолог. Руководитель, куратор ШСП
2. Сафронов В.Д. – зам. директора, член ШСП
3. Немченкова Лиза – ученица 9 класса – член ШСП
2. Утвердить следующий перечен документации ШСП:
2.1.Положение о Школьной службе примирения (Приложение № 1)
2.2.Устав Школьной службы примирения (Приложение № 2)
2.3.Должностная инструкция куратора Школьной службы примирения (Приложение № 3)
2.4. План работы Школьной службы примирения (Приложение № 4)
2.5.Порядок работы школьной службы примирения (Приложение № 5)
3. Признать утратившим силу приказ директора школы № 47-од от 01.09.2018 года «О
создании школьной службы примирения»
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

И.о. директора:

Л.Н. Скворцова

Приложение 1
к приказу и.о. директора
от 12.09.2023 №56/4-од

Положение
о Школьной службе примирения
муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Оверинская основная общеобразовательная школа»
1. Общие положения
1.1. Данное Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от
29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2 июля 2021
года, Федеральным законом №193-ФЗ от 27.07.2010 года «Об альтернативной процедуре
урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» с изменениями на 26
июля 2019 года, письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 апреля 2020
года № ДГ-375/07 «О направлении методических рекомендаций», а также Уставом
общеобразовательной организации и другими нормативными правовыми актами Российской
Федерации,
регламентирующими
деятельность
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность.
1.2. Настоящее Положение о службе школьной медиации (примирения) в школе определяет
цели и задачи, регламентирует порядок работы службы школьной медиации (примирения),
устанавливает порядок формирования данных служб и организацию деятельности, а также
определяет документы службы школьной медиации (примирения).
1.3. Школьная служба примирения является социальной службой, действующей в школе на
основе добровольческих усилий педагогов и учащихся.
2. Цели и задачи службы школьной медиации (примирения)
2.1. Целями Школьной службы примирения является:
 принятие участниками образовательных отношений позиции активного участия и
соизмеримости с собственными возможностями вклада по отношению к развитию
благоприятной среды для духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся;
 создание условий для участников образовательных отношений, при которых становится
возможным самостоятельно восстановить нарушенные отношения, доверие, загладить
причиненный ущерб (психологический (моральный), материальный);
 развитие участниками образовательных отношений знаний, умений и навыков
конструктивного поведения в конфликте, которые базируются на таких
общечеловеческих ценностях как признание уникальности личности, взаимное
принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и
защиту своих интересов не в ущерб чужим;
 нормализация взаимоотношений участников образовательных отношений на основе
восстановительного подхода.
2.2. Задачи Школьной службы примирения:
 формирование группы, состоящей из участников образовательных отношений, готовых
использовать техники и инструменты, применяемые в работе Школьной службы
примирения при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между участниками
образовательных отношений;
 информационно-просветительская деятельность с участниками образовательных
отношений;
 снижение деструктивного влияния возникающих конфликтов между участниками
образовательных отношений;
 содействие профилактике агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений
среди обучающихся, профилактика преступности среди несовершеннолетних;







координация усилий родителей (законных представителей, близких родственников и
иных лиц) и образовательной организации, организации для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с целью предотвращения неблагополучных
сценариев развития жизни обучающегося;
повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников
образовательных отношений;
интеграция медиативных принципов в систему образовательных отношений;
организация и проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и
криминальных ситуаций (восстановительных медиаций, «кругов сообщества»,
«школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для
участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций.

3. Принципы деятельности Школьной службы примирения
3.1 Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:
3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся в
организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на
участие в примирительной программе.
3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не
разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о
возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.
3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного
из участников конфликта. Служба примирения не выясняет вопрос о виновности или
невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим
сторонам самостоятельно найти решение, сделать выводы.
4. Порядок формирования Школьной службы примирения
4.1. В состав службы примирения могут входить учащиеся 7-9 классов, прошедшие обучение
проведению примирительных программ.
4.2. Руководителем службы является психолог, на которого возлагаются обязанности по
руководству службой примирения приказом директора школы.
4.3.
Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных
встреч (медиаторов).
4.4. Вопросы членства в службе примирения, требований к учащимся входящим в состав
службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться
уставом службы, принимаемым службой примирения самостоятельно.
5. Порядок работы службы примирения
5.1.
Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или
криминального характера от педагогов, учащихся, администрации образовательного
учреждения, членов службы примирения, родителей.
5.2.
Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности
примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на
основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом
решении информируются должностные лица образовательного учреждения.
5.3.
Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций
проводятся только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии
сторон, им могут быть предложены психологическая помощь или другие существующие в
образовательном учреждении формы работы. Если действия одной или обеих сторон могут

быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы
также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.
5.4.
Медиация может проводиться взрослым медиатором по делам, рассматриваемым в КДН
и ЗП или суде. Медиация (или другая восстановительная программа) не отменяет рассмотрения
дела в КДН и ЗП или суде, но ее результаты и достигнутая договоренность может учитываться
при вынесении решения по делу.
5.5. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе
дознания, следствия или суде, то о ее проведении ставится в известность администрация
образовательного учреждения и родители.
5.6.
Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор)
службы примирения.
5.7. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой
восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в
случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В
этом случае образовательное учреждение может использовать иные педагогические
технологии.
5.8. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди
участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор
службы примирения принимает участие в проводимой программе.
5.9. В случае если конфликтующая стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная
программа проводится с согласия классного руководителя.
5.10. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в
каждом отдельном случае.
5.11. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к
соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном
договоре или устном соглашении.
5.12. При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора
администрации образовательного учреждения.
5.13. Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых не
себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение.
При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить
дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их
преодоления.
5.14. При необходимости служба примирения информирует участников примирительной
программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога,
специалистов учреждений социальной сферы, социально-психологических центров).
5.15. Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются
внутренними документами службы.
5.16. Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической
процедурой, и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей. Однако
куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по
указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение
медиации в их отсутствии является обязательным).
5.17. Служба примирения рекомендует участникам конфликта на время проведения
процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства
массовой информации или судебные органы.
5.18. По согласованию с администрацией образовательного учреждения и руководителем
службы примирения, медиаторы могут проводить медиацию по конфликтам между педагогами
и администрацией, конфликтам родителей и их детей, а также по семейным конфликтам и
спорам. Если споры возникли из гражданских правоотношений, в том числе в связи с
осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из
трудовых правоотношений и семейных правоотношений, деятельность медиатора и его
квалификации регулируется 193-ФЗ РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров
с участием посредника (процедуре медиации)».

5.19. При необходимости, служба примирения получает у сторон разрешение на обработку их
персональных данных в соответствии с законом «О персональных данных».
6. Организация деятельности службы школьной медиации (примирения)
6.1. Образовательная организация предоставляет помещение для Школьной службы
примирения необходимое для сборов и проведения медиативно-восстановительной работы, а
также возможность использовать оборудование, канцелярские принадлежности, оргтехнику и
иные ресурсы.
6.2. Оплата работы куратора (руководителя) службы примирения может осуществляться из
средств фонда опдаты труда образовательного учреждения или из иных источников.
Поддержка и сопровождение школьной службы примирения может осуществляться социальнопсихологическими центрами или общественными организациями, имеющими обученных и
практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе.
6.3. Администрация школы содействует ШСП в организации взаимодействия с педагогами, а
также социальными службами и другими организациями. Администрация поддерживает
обращения педагогов и обучающихся в службу медиации, а также содействует освоению ими
навыков восстановительного разрешения конфликтов.
6.4. Педагогические работники школы оказывают службе медиации содействие в
распространении информации о деятельности ШСП среди педагогов, обучающихся, их
родителей (законных представителей).
6.5. Администрация общеобразовательной организации поддерживает участие специалистов
службы медиации в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов, супервизиях и в
повышении их квалификации.
6.6. В случае, если стороны согласились на примирительную встречу, то применение
административных санкций в отношении данных участников конфликта приостанавливаются.
Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после
получения информации о результатах работы службы примирения и достигнутых
договоренностях сторон.
6.7 Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой
примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью
предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.
6.8. В случае, если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено
уголовное дело, администрация образовательного учреждения может ходатайствовать о
приобщении к материалам дела примирительного договора, а так же иных документов в
качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное
возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда,
причиненного потерпевшему.
6.9. Школьной служба примирения может вносить предложения по снижению конфликтности в
образовательной организации на рассмотрение администрации школы.
7. Порядок формирования Школьной службы примирения
7.1. В состав службы примирения могут входить лица, осуществляющие деятельность
медиатора, как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.
7.2. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица,
достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие
судимости.
7.3. Деятельность медиаторов на профессиональной основе осуществляют лица, достигшие
возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее образование и получившие дополнительное
профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации.
7.4. Руководителем службы школьной медиации может быть заместитель директора по
воспитательной работе, социальный педагог, психолог или педагогический работник, который
назначается
приказом
директора
общеобразовательной
организации,
прошедший
специализированное обучение, и на которого возлагаются обязанности по руководству и
развитию Школьной службы примирения.

7.5. Родители (законные представители) дают согласие на работу своего ребенка в качестве
ведущих примирительных встреч (медиаторов).
8. Документы службы школьной медиации (примирения)
8.1. В целях организации работы ШСП утверждается:
 план работы ШСП;
 журнал учета обращений в ШСП;
 соглашение о проведении процедуры медиации;
 настоящее Положение о службе примирения.
8.2. Соглашение о проведении процедуры медиации заключается в письменной форме.
8.3. Соглашение о проведении процедуры медиации содержит следующие сведения:
 о предмете спора, конфликта и т.д.;
 о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по
обеспечению проведения процедуры медиации;
 о порядке проведения процедуры медиации;
 об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры
медиации;
 о сроках проведения процедуры медиации.
8.4. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и
добросовестности сторон.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о Школьной службе примирения является локальным нормативным
актом, принимается на Совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом
директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
9.3. Положение о службе школьной медиации принимается на неопределенный срок.
Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1.
настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Приложение 2
к приказу и.о. директора
от 12.09.2023 № 56/4-од

Устав Школьной службы примирения (ШСП)
МКОУ «Оверинская ООШ»
Общие положения:
1. Школьная служба примирения (ШСП) – добровольная самоуправляемая общественная
организация подростков.
2. Служба создается и действует в соответствии с Международной конвенцией «О правах
человека и ребенка», положением о школьной службе примирения.
Цели и задачи:
1. Ведущая цель: социализация учащихся через технологии конструктивного общения
(формирование правовой кльтуры);
2. Приоритетные задачи:
 Создание условий реализации программ примирения для участников школьных
конфликтов;
 Самовыражение каждого члена службы через участие в работе службы;
 Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися;
 Ранняя профилактика правонарушений и преступлений.
Девиз, символы, принципы деятельности Службы примирения:
1. «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой!».
2. Символ службы – пожатие рук.
3. Основные принципы деятельности:
Принцип добровольности;
Принцип конфиденциальности;
Принцип нейтральности.
Условия и порядок приема в школьную службу примирения:
Членами службы могут являться учащиеся 7-9 классов, обучающиеся МКОУ «Оверинская ООШ».
Положение о взрослых членах службы:
1. Взрослые в школьной службе примирения отвечают за защиту прав ребенка.
2. Взрослые должны организовать деятельность ребят на достижение цели службы.
3. Взрослые являются главными помощниками детей в деятельности службы.
4. Приобщение детей и подростков к общечеловеческим нормам, формирование
толерантности.
Школьная служба примирения способствует поддержке социально значимых инициатив
подростков.
Функции и полномочия школьной службы примирения:





Организаторская;
Представительская;
Информационно-пропагандистская;
Методическая.
В пределах этих функций школьная служба имеет следующие полномочия:






Представлять школьную службу примирения перед детскими коллективами
школы, педагогическим коллективом, родительской общественностью, в
общественных и государственных структурах;
Планировать и проводить примирительные встречи;
Изучать, анализировать и пропагандировать интересный опыт работы;
Принимать решения по вопросам общественной жизнедеятельности школьной
службы примирения.
Права и обязанности членов Школьной службы примирения:

1. Член школьной службы примирения имеет право:
 Членом службы примирения может стать любой учащийся школы, старшеклассник
или взрослый, кому интересна деятельность организации, кто считает деятельность
такой службы полезной, признает данный Устав, а также принимает участие в
деятельности организации;
 Участвовать в планировании и корректировании деятельности службы и
выполнении принятого плана;
 Сохранять и развивать традиции своего коллектив;
 Участвовать в работе печатных органов школы;
 Прием в Службу примирения осуществляется на добровольческих началах;
 Все члены имеют равные права и обязанности;
 На защиту своих прав и интересов.
2. Член школьной службы примирения обязан:
 Выполнять все требования Устава и принимать активное участие в деятельности
ШСП;
 Не разглашать сведения, полученные в ходе программ примирения, за
исключением информации о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и
безопасности;
 Являться независимым посредником, помогающим сторонам конфликта
самостоятельно найти решение.
Заключительные положения:
1. Настоящий Устав вступает в силу с момента утверждения;
2. Изменения в Устав вносятся руководителем службы по предложению членов службы.

Приложение 3
к приказу и.о. директора
от 12.09.2023 № 56/4 -од

Должностная инструкция
куратора Школьной службы примирения (ШСП)
I.

Общие положения

1.1. Педагог-куратор ШСП назначается по приказу директора школы из состава
педагогического коллектива школы (учитель, социальный педагог, педагог-психолог, вожатый
или др.), который добровольно выразил согласие взять на себя эту ответственность.
1.2. Задача куратора - организовать работу службы примирения и обеспечить получение
службой примирения информации о конфликтах и криминальных ситуациях.
1.3. Куратором должен быть назначен человек:
- заинтересованный в развитии восстановительных практик в школе и разделяющий их
ценности;
- готовый освоить деятельность медиатора, проводить медиации и другие восстановительные
программы;
- имеющий доступ к информации о конфликтных ситуациях;
- пользующийся авторитетом у учителей и учеников;
- способный отстаивать своё мнение перед администрацией;
- способный организовать группу школьников-медиаторов;
- готовый продолжительное время (не меньше года, а в среднем порядка трёх лет) заниматься
данной деятельностью.
1.4. Куратор ШСП работает в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом школы, и
в первую очередь с заместителем директора по воспитательной работе и социальным педагогом
школы.
1.5. Контролирует работу педагога-куратора ШСП заместитель директора по воспитательной
работе школы.
1.6. Куратор ШСП в обязательном порядке проходит обучение в качестве медиатора.
II.

Обязанности

2.1. Куратор ШСП организует кампанию по привлечению детей-волонтеров к работе ШСП и их
дальнейшее равноправное участие во всех просветительских, организационно-методических,
практических, аналитических и других мероприятиях.
2.2. Куратор ШСП проводит обучение детей-волонтеров.
2.3. Куратор ШСП совместно с руководством школы организует участие детей-волонтеров в
тематических межшкольных семинарах и конференциях, помогает детям-волонтерам
представить их опыт работы и познакомится с опытом детей-волонтеров из других ШСП.
2.4. Куратор ШСП документирует процесс и результаты рассмотрения конфликтных ситуаций,
поступивших в ШСП из любых источников, оформляет итоговые результаты. Итоговые
результаты работы ШСП куратор представляет руководству школы, в координационный орган,
а также по запросу в другие заинтересованные органы и структуры.
2.5. Куратор службы обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий
с медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.
III.

Права

3.1. Отвечать за защиту прав детей.
3.2. Организовать деятельность ребят на достижение цели службы.
3.3. Приобщать детей и подростков к общечеловеческим
толерантности.

нормам,

формированию

IV.

Ответственность

4.1. Куратор отвечает за ведение документации, написание отчетов.
4.2. Отвечает за общее руководство службой, планирует развитие и продвижение службы,
организовывает порядок и контроль реализации программ, ведет мониторинг и анализ
реализации программ в учреждении.
V.

Взаимоотношения

5.1. Выстраивает взаимодействие с заинтересованными учреждениями и ведомствами.

Приложение 4
к приказу директора школы
от 27.09.2022 №358-О

План работы школьной службы примирения
МКОУ «Оверинская ООШ»
Цель: создание условий успешной социализации несовершеннолетних; снижение
количества конфликтов через внедрение модели реализации восстановительных технологий в
систему профилактики конфликтных ситуаций в школьной среде.
Задачи:
1. Оказать помощь в решении конфликтных ситуаций участникам образовательного процесса
через реализацию восстановительных программ: проведение предварительных встреч с каждой
из сторон ситуации (с их законными представителями), проведение примирительной встречи с
согласия сторон.
2. Организовать работу актива школьной службы примирения.
3. Ранняя профилактика правонарушений и преступлений.
№

1.
2.

3.

Мероприятие, форма проведения
Сроки
Организационно-методическая деятельность
Утверждение нового состава ШСП на 2023-2024
Сентябрь
учебный год.
Совещание
школьной
службы
примирения:
Сентябрь
планирование работы на учебный год, определение
цели и задач.
Информирование участников образовательного
Сентябрь
процесса (родителей, обучающихся) о задачах и
работе школьной службы примирения.

7.
8.

Информационно – методическое совещание с
классными руководителями о деятельности ШСП
Составление
банка
данных
«конфликтных»
учащихся.
Размещение информации о деятельности службы на
сайте школы
Проведение рабочих заседаний состава ШСП
Сотрудничество с Советом профилактики

Ежемесячно
Ежемесячно

9.

Сбор заявок, случаев для рассмотрения ШСП

Ежемесячно

10.

Обновление раздела на сайте школы Служба
примирения «Содружество миротворцев»

По мере
необходимо
сти

4.
5.
6.

Реализация примирительных процедур
11. Сбор информации и анализ документов по
конфликтной ситуации, в соответствии с которой
организуется восстановительная процедура.
12. Реализация программ примирения

Ответственные
Директор школы.
Руководитель ШСП
Руководитель ШСП
Члены ШСП.

Сентябрь

Зам. директора по ВР

Сентябрь

Член ШСП,
социальный педагог
Руководитель ШСП

Сентябрь

По мере
необходимо
сти
По мере
необходимо
сти

Руководитель ШСП
Члены службы
примирения.
Члены службы
примирения.
Члены службы
примирения.
Члены службы
примирения.
Медиаторы ШСП:

Консультирование
законных
представителей
несовершеннолетних, специалистов, работающих с
участниками
реализуемых
восстановительных
программ
Просветительская и профилактическая деятельность
14. Большая психологическая игра "Путешествие на
корабле «Дружба»" для 5 классов.
15. Семинар «Психологическая безопасность на уроке»

По мере
необходимо
сти

Медиаторы ШСП:

Октябрь

Педагог-психолог

Октябрь

Педагог-психолог

16.

Подготовка и проведение недели толерантности.

Ноябрь

17.

Семинар
для
педагогов
Профилактика
аутодеструктивного поведения подростков».
Практическое занятие для педагогов «Профилактика
буллинга в школе»
Классные часы в 5-8 классах:
- «Учимся общаться без предрассудков»
-«Конфликты в нашей жизни»
-«Умеем ли мы общаться?»
-«Способы решения конфликтов с родителями»
Классные часы в 9- 1 классе:
-«Человек свободного общества»
-«Учимся строить отношения»
-«Умей управлять своими эмоциями»
- «Если тебе трудно»
Родительское собрание-лекторий «Профилактика
деструктивного поведения обучающихся, «О
признаках возможного суицида, факторах риска и
путях действий в этой ситуации

Декабрь

Члены службы
примирения.
Педагоги-психологи,

Февраль

Педагоги-психологи,

В течение
года

члены ШСП

Март

Педагог-психолог

В течение
уч. года по
запросам

Члены службы
примирения

Ежекварталь
но
В течение
года

Члены службы
примирения.
Члены службы
примирения.

Май

Руководитель ШСП,
члены службы
примирения.
Члены службы
примирения.

13.

18.
19.

20.

21.

Выступление
на
родительских
собраниях,
педагогических и методических советах.

Экспертная деятельность
22.
Составление ежеквартального отчета ШСП
23. Разработка анкеты по изучению взаимоотношений в
детских коллективах, проведение анкетирования и
обработка информации.
24. Подготовка отчета о реализации восстановительной
программы (ВП) в ШСП
25.

Заседание членов службы примирения. Подведение
итогов за прошедший учебный год.

Май

Приложение № 5 к
приказу и.о. директора
от 12.09.2023 № 56/4-од

Порядок работы
Школьной службы примирения со случаем

ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ
1 фаза. Создание основы для диалога со стороной
2 фаза. Понимание ситуации
3 фаза. Поиск вариантов выхода
4 фаза. Подготовка к встрече

ЭТАП 3. Встреча сторон
1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами
2 фаза. Организация диалога между сторонами
3 фаза. Поддержка восстановительных действий на
встрече и фиксация решений сторон
4 фаза. Обсуждение будущего
5 фаза. Заключение соглашения
6 фаза. Рефлексия встречи

АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Задачи работы ведущего (медиатора):
1. получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для работы с
использованием восстановительных программ;
Критерии, по которым случай может быть принят в работу:
• стороны конфликта (криминальной ситуации) известны;
• в случаях, где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свою вину (или, как минимум,
свое участие) в содеянном.
2. если дело разбирается в официальных органах (милиция, суд или КДНиЗП), выяснить, на
какой стадии разбирательства находится дело и каковы юридические последствия успешного
проведения программы;
3. связаться со сторонами по телефону и договориться о проведении индивидуальной встречи.
Если участниками конфликта являются несовершеннолетние (обидчик и/или пострадавший) и
данный случай рассматривается компетентными органами, медиатор обязательно связывается с
законными представителями несовершеннолетнего.
Ведущему (медиатору) нередко приходится преодолевать стену подозрительности,
непонимания, эмоционального напряжения, которая возникла из-за конфликта или
криминальной ситуации, а также нередко из-за действий представителей государственных
органов и учреждений, и предложить участникам конфликта восстановительный способ
разрешения ситуации. В ходе проведения программы восстановительной медиации на
протяжении всей работы медиатору необходимо также удерживать сквозные задачи. Их
реализация помогает сторонам переключиться на будущее и построить конструктивный выход
из сложившейся ситуации. Эти задачи таковы:
• достижение и удержание контакта со сторонами;
• создание условий для конструктивного выражения эмоций;
• создание безопасной атмосферы во время работы;
• создание условий для взаимопонимания.
ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ
1 фаза. Создание основы для диалога со стороной
Задача: представить себя и программу.
Различные роли сторон в ситуации противоправного деяния и, соответственно,
принципиальные различия ее последствий для правонарушителя и жертвы диктуют специфику
предварительных встреч ведущего с каждым из них. В то же время должна быть выполнена
одна из наиболее важных задач ведущего по отношению к сторонам – безопасная атмосфера во
время работы. Встречаясь со сторонами, медиатор должен позаботиться об этом и четко
уяснить для себя, как он будет представляться, то есть:
• кто он и его роль в деле;
• роль и функции организации, которую он представляет;
• его взаимоотношения со сторонами.
Вариант представления:
Добрый день! Меня зовут (представиться). Я пришел по поводу ситуации (…). Информацию о
ней нам передал (называете человека или организацию). Я – ведущий программ
восстановительной медиации (медиатор) (…) (называете организацию или службу), я не
представляю ни одну из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша организация (служба)
помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом и самим найти выход из
конфликта без применения насилия. Участие в наших программах добровольное, поэтому в
конце разговора вы сами примете решение, будете ли вы в ней участвовать. Наш разговор
конфиденциален, то есть я не буду разглашать никакую информацию кроме вашего решения
участвовать или не участвовать в наших программах. Исключение составляет ситуация, если
мне станет известно о готовящемся преступлении, в этом случае я обязан сообщить в
компетентные органы.

2 фаза. Понимание ситуации
Задача: помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с точки зрения
участников и принципов восстановительной медиации.
Возможные действия медиатора:
1. Обсуждение ситуации
• помочь человеку (вопросами, переформулированием, уточнением и пр.) рассказать о том, что
произошло (до ситуации, сейчас, после, о других участниках, о потерпевшем, о друзьях, о своих
состояниях и чувствах, об отношении к произошедшему и его последствиям);
• внимательно слушать и улавливать, что беспокоит человека;
• в случае необходимости помочь пережить сильные чувства;
• обсудить ценности относительно различных способов реагирования на ситуацию, рассказать о
ценностях восстановительной медиации.
• Обсуждение последствий
обсудить, к каким последствиям привела ситуация (или еще может привести), что человеку в
этом не нравится. Если о последствиях уже упоминалось при обсуждении ситуации,
резюмировать для того, чтобы перейти к поиску вариантов выхода.
3 фаза. Поиск вариантов выхода
Задача: поддержать принятие стороной ответственности за восстановительный выход из
ситуации.
Обсуждаемые вопросы:
• какие выходы возможны из создавшейся ситуации и к каким последствиям эти выходы могут
привести;
• пытались ли сами разрешить ситуацию, встретиться со второй стороной;
• варианты заглаживания вреда;
• в случае возмещения ущерба родителями и других трат родителей (например, на адвоката)
обсудить, в чем будет конкретный вклад несовершеннолетнего в заглаживании вреда, в
частности, как он будет возмещать траты родителей;
• если в ситуации участвовали несовершеннолетние, обсудить планы несовершеннолетних на
будущее, поддержку этих планов со стороны родителей и ближайшего социального окружения;
• рассказать о встрече со второй стороной (если она была) или о возможности такой встречи;
• обсудить встречу с другой стороной как возможный вариант действия, направленного на
выход из ситуации. Подчеркнуть, что главными на встрече являются стороны, а медиатор
обеспечивает конструктивность и безопасность;
• предложить сформулировать перечень вопросов, которые сторона хочет обсуждать на встрече
(сформировать повестку дня);
• проинформировать о юридических последствиях заключения примирительного соглашения;
• если сторона не согласна на встречу, можно выяснить причины такого несогласия.
Можно предложить форму челночной медиации, а также другие
программы
восстановительного правосудия: Круги или семейные конференции. В случае категорического
несогласия на любые формы общения можно предложить не решать вопрос окончательно и
оставить памятку и свои координаты;
• независимо от согласия на встречу обсудить, требуется ли помощь каких-то специалистов;
• если сторона согласна на встречу сторон, приступить к 4 фазе.
4 фаза. Подготовка к встрече
Задача: прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятие стороной своей роли
на встрече.
Возможные действия медиатора:
• рассказать о формате примирительной встречи (обсуждаемых вопросах, правилах, роли
сторон, медиатора, законных представителей, возможности участия других лиц). Сформировать
на основе предыдущих этапов повестку дня встречи. При обсуждении правил встречи спросить,
готовы ли участники их соблюдать; предложить внести дополнения;

• если со второй стороной еще не было индивидуальной встречи, пояснить ее право отказаться
от участия в программе;
• пояснить свою роль медиатора на совместной встрече (ответственность за безопасность,
координирование действий, поддержка диалога). Подчеркнуть ответственность сторон за
принятие решения;
• обсудить перечень участников будущей встречи, предпочтительное время и место встречи;
• поблагодарить за беседу, оставить контактный телефон и памятку о программе.
Правила встречи
1. Не перебивать - у каждого есть возможность быть выслушанным до конца.
2. Не оскорблять, чтобы все чувствовали себя в безопасности.
3. Конфиденциальность – не рассказывать окружающим, что происходило на встрече (только
результат или подписанный договор).
4. Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв, перенести
продолжение встречи на другой день.
5. Медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине, а также участник с медиатором.
ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН
1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами
Возможные действия медиатора:
1. заранее подготовить место для встречи сторон;
2. поприветствовать участников, поблагодарить за то, что пришли, если необходимо –
познакомить участников друг с другом;
3. объявить цели встречи, огласить правила, обозначить позицию медиатора;
4. объявить основные пункты повестки дня.
2 фаза. Организация диалога между сторонами
Задача: организовать взаимопонимание в процессе диалога.
Возможные действия медиатора:
1. предложить сторонам рассказать свою версию случившегося и его последствия;
2. предложить сторонам высказать свое отношение к услышанному;
3. поддержать диалог между сторонами по поводу ситуации и ее последствий. В ходе встречи
необходимо трансформировать негативные высказывания так, чтобы это помогало
конструктивному диалогу, и усиливать позитивные идеи и шаги по отношению друг к другу.
3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон.
Задачи:
1. поддержать понимание и признание последствий криминальной ситуации;
2. поддержать извинения и прощение;
3. инициировать поиск вариантов решений и анализ предложений;
4. обсудить и зафиксировать взаимоприемлемые варианты разрешения ситуации;
5. обсудить и принять механизм реализации решений.
4 фаза. Обсуждение будущего
Задача: поддержать проектирование будущего участников.
Вопросы для обсуждения:
• что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию;
• что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось;
• какую профессию (специальность) хочешь получить и кто может поддержать тебя в этом;
• чем будешь заниматься в свободное время, есть ли желание заниматься в каком-либо кружке,
секции, клубе и кто может помочь этому осуществиться.
5 фаза. Заключение соглашения
Задача: зафиксировать достигнутые результаты и договоренности.

Возможные действия медиатора:
• фиксировать решения и четкий план их реализации;
• обсудить, что делать, если план не будет выполнен;
• зафиксировать устное соглашение или письменный договор.
6 фаза. Рефлексия встречи
• обсудить, удовлетворены ли участники встречей, осталось ли что-то недоговоренное?
• спросить, что важного для себя они узнали в результате встречи.
После встречи, по возможности, организовать чаепитие с рассказом сторон друг другу о себе
(кто что любит, чем занимается, в чем чувствует свою успешность).
АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
(Может проходить через 2-3 недели)
Задачи:
1. провести рефлексию результатов медиации;
2. выяснить, выполнено ли достигнутое соглашение;
3. обсудить ценности восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных
ситуаций.
Вопросы для обсуждения с подростком и его родителями:
• как развиваются ваши отношения и как выполняется договор?
• что важного для себя вы поняли в результате встречи?
• рассказали ли про медиацию друзьям, знакомым, как они к этому отнеслись?
• бывают ли у них ситуации, где нужен медиатор, посоветовали бы обратиться к медиатору.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».